Еще задолго до появления современного слова «квиз» люди испытывали друг друга на эрудицию и смекалку. Древнейшими предшественниками квизов можно считать загадки и головоломки, которые были популярны в различных культурах. Например, на глиняных табличках Месопотамии около XVIII века до н.э. зафиксированы одни из первых загадок​ (mysteriouswritings.com).

В античной Греции миф о загадке сфинкса, которую разгадал Эдип, также свидетельствует о древнем увлечении интеллектуальными головоломками. Подобные игры с вопросами и ответами встречались в фольклоре многих народов, включая традиционные русские загадки, передававшиеся из уст в уста. Таким образом, тяга человечества к интеллектуальным играм имеет глубокие корни: задолго до телевизионных шоу люди собирались, чтобы померяться остроумием и знаниями.

Однако классические квизы в современном понимании сформировались гораздо позже. Само слово quiz вошло в обиход в конце XVIII века. Этимология его до конца не ясна: известно, что уже в 1780-х годах в английском студенческом сленге quiz означало «эксцентричный человек» или «шутка, розыгрыш»​(en.wikipedia.org). Лишь к середине XIX века это слово стало обозначать проверку знаний – сначала устный опрос, тест, а затем и игру-викторину​ (en.wikipedia.org). Существуют легенды о происхождении термина: по одной из самых известных историй, ирландский антрепренер Ричард Дали в 1791 году заключил пари, что придумает новое бессмысленное слово и введет его в употребление за сутки. Якобы он нанял мальчишек, которые разрисовали весь Дублин словом quiz, и горожане решили, что это новое название какого-то теста или игры​ en.wikipedia.org. Эта байка звучит забавно, но исторических доказательств ей нет – слово употреблялось и ранее, так что, скорее всего, Дали приписали народную выдумку. Тем не менее, сам факт существования такой легенды говорит о том, что викторины уже к концу XVIII века прочно вошли в городскую культуру, раз вызывают интерес публики и обрастают мифами.


Викторины и квизы в новую эпоху

В XIX веке викторины распространились как салонное развлечение и учебное пособие. Появлялись печатные сборники вопросов, газетные головоломки, проводились дружеские соревнования эрудитов. Например, в викторианской Англии были популярны парные игры и викторины на знание Библии или истории, а в США слово quiz стало использоваться для обозначения коротких экзаменов и конкурсов знаний в школах и колледжах. Таким образом, сложилась основа для современного квиза: игра, где участники отвечают на вопросы на разнообразные темы, соревнуясь в эрудиции.

Новый этап начался с развитием средств массовой информации. Медиа-квизы, то есть викторины в радио- и телеэфире, сделали интеллектуальные игры достоянием миллионов слушателей и зрителей. Уже в 1930-е годы радиоприемники транслировали первые викторины. Так, 11 октября 1936 года в США вышла в эфир первая национальная радиовикторина Professor Quiz, где ведущий в образе «профессора» отвечал на вопросы слушателей, а тем, кому удавалось поставить его в тупик, полагался денежный приз​ (oldradio.org). Игра быстро завоевала популярность – формат «вопросы знатоку» оказался захватывающим. Вслед за США радиоквизами увлеклась и Европа.

Когда появились телевизоры, жанр квиза перешел на новый экран. Первая теле-викторина вышла на британском телевидении BBC в 1938 году: программа называлась Spelling Bee и представляла собой соревнование по правописанию​ lib.unkartur.ac.id. Это был скромный дебют, но за ним последовала эпоха телевизионных квизов. В послевоенные десятилетия телевикторины стали настоящим феноменом. В США в 1950-е гг. огромные рейтинги собирали шоу с денежными призами – например, The $64,000 Question или Twenty-One. Публика с упоением наблюдала, как обычные люди превращаются в звезд, отвечая на каверзные вопросы ради крупных выигрышей.

Однако не все оказалось гладко: конец 1950-х ознаменовался громким скандалом. Выяснилось, что ряд популярных американских телеигр были нечестными – продюсеры заранее подсказывали «нужным» участникам ответы, фактически разыгрывая постановочное представление​ en.wikipedia.org. Когда обман вскрылся, доверие зрителей было подорвано, а Конгресс США даже принял поправки к законодательству, запрещающие фальсификацию исхода викторин​en.wikipedia.org. После этого телевикторины в Америке стали строже контролироваться, чтобы сохранить честность игры. Тем не менее, зрительский интерес к жанру лишь ненадолго угас. Уже к 1960-м годам телеигры эрудитов снова набрали популярность, хотя их формат несколько изменился под влиянием скандалов – упор делался на честную игру и разнообразие тем, а не только на денежный азарт.


Золотой век телеигр и квизов

1960–1970-е годы можно назвать золотым веком интеллектуальных игр на телевидении. В Великобритании стартовали легендарные викторины, такие как University Challenge (1962) – битва команд студентов, и Mastermind (1972) – индивидуальная викторина с жесткими таймерами и специальными темами. В США после перерыва триумфально вернулась игра Jeopardy! – в 1984 году обновленная версия с ведущим Алексом Требеком превратила классический квиз в элемент вечернего досуга миллионов семей​ freepubtrivia.com. В этой игре ответы нужно было формулировать в виде вопросов – изящный парадокс, полюбившийся зрителям. Одновременно вырос интерес и к настольным версиям викторин: в 1981 году канадцы создали игру Trivial Pursuit, которая разошлась по всему миру, предложив людям соревноваться в знании всевозможных фактов за кухонным столом​ freepubtrivia.com.

В этот же период квизы выходят за рамки телеэкрана и возвращаются в паб. В 1970-х Великобританию охватило увлечение паб-квизами – викторинами в барах. Историки отмечают, что еще в 1940-х–50-х на севере Англии существовали организованные лиги викторин: в графстве Йоркшир зафиксирована викторинная ночь еще в 1946 году, а на Мерсисайде к концу 50-х порядка 4 тысяч человек играли в местных квиз-лигах​ theguardian.com. Но по-настоящему массовый характер паб-квизы приобрели с 1976 года, когда предприниматели Шарон Бернс и Том Портер основали первую коммерческую компанию, профессионально занявшуюся организацией викторин в барах​т theguardian.com. Их идея была проста и гениальна: проводить квизы в пабы в будние вечера, привлекая посетителей в «тихие» дни. Формат оказался чрезвычайно успешным – уже через несколько лет число команд, играющих в пабах по их вопросам, выросло с нескольких десятков до десятков тысяч​тfreepubtrivia.com, а сами Бернс и Портер выпускали бестселлеры с вопросами и даже снабжали контентом телеигры BBC​ theguardian.com.

Паб-квиз стал неотъемлемой частью британской культуры. Медиа-квизы на телевидении и радио сосуществовали с уютными викторинами в пабах, удовлетворяя спрос и тех, кто любит наблюдать за игрой со стороны, и тех, кто предпочитает участвовать лично. Впрочем, паб-викторины бывают разными по духу: одни проходят в непринужденной атмосфере дружеской беседы, другие превращаются в арену жарких интеллектуальных боев​ theguardian.com. Как шутят сами завсегдатаи, иногда в пылу споров летят даже шариковые ручки и звучат угрозы плеснуть пивом – настолько серьезно некоторые относятся к игре​theguardian.com. В то же время для большинства это веселое хобби: повод встретиться с друзьями, проверить знания и приятно провести вечер за кружкой эля. Паб-квизы приобщают широкие слои общества к интеллектуальному досугу – недаром в Британии их называют a very British institution, «поистине британским институтом»​ theguardian.com.

Параллельно росла популярность викторин и в других странах. В США барные квизы стали повсеместным явлением к 1990-м годам, особенно на волне интереса к тривиа после успеха Jeopardy! и Trivial Pursuit. В других странах Европы также появились свои лиги и турниры. Сегодня каждую неделю по всему миру проводятся тысячи викторин – от шумных соревнований в ирландских пивных до серьезных чемпионатов среди знатоков. Например, в Финляндии ежегодно устраивают национальный чемпионат паб-квиза, собирающий десятки команд со всей страны​


Квиз-движение в СССР и России

Любопытно, что в русском языке термин «викторина» звучит так, словно пришёл к нам прямиком из античности. Викторина – так по-русски называют интеллектуальное состязание с вопросами и ответами – получила своё имя лишь в 1928 году. Как отмечают историки, первую отечественную викторину придумали в журнале «Огонёк», где публиковались шарады, ребусы и кроссворды без общего названия​ sakhalin.info. По легенде, писатель Михаил Кольцов предложил назвать новую рубрику именем своей возлюбленной – балерины Викторины Кригер. Так женское имя Викторина неожиданно стало нарицательным и дало название целому жанру интеллектуальных игр​ sakhalin.info. «На самом деле, первая интеллектуальная игра под названием “викторина” появилась лишь в 1928 году, причём в Советском Союзе. Это слово звучит так естественно, будто прошло с нами несколько веков от древних греков», – отмечает современное издание​ sakhalin.info. Действительно, термин прижился очень быстро: уже к середине XX века в СССР проводились многочисленные радиовикторины и печатные викторины.

Интеллектуальные игры получили развитие и на постсоветском пространстве, хотя шли своим путем. В СССР телевикторины начинались не с денежного азарту, а скорее с творческого соревнования. В конце 1950-х появилась передача КВН (Клуб веселых и находчивых) – смесь викторины и конкурса артистических номеров. Первый выпуск КВН вышел 8 ноября 1961 года на советском телевидении​ vedomosti.ru, и игра быстро стала культовой. Изначально в ней присутствовал раунд-викторина, хотя позже упор сместился на юмористические конкурсы​ vedomosti.ru. Тем не менее, КВН заложил традицию командных интеллектуально-развлекательных игр в СССР.

Настоящий же расцвет викторин как чисто интеллектуальных игр в стране связан с появлением легендарного телевизионного клуба «Что? Где? Когда?». Эту элитарную игру придумал режиссер Владимир Ворошилов; пилотный выпуск семейной викторины «Что? Где? Когда?» вышел 4 сентября 1975 года​ hibiny.ru. Формат был уникален: не зрители отвечают на вопросы ведущего, а напротив – команда знатоков за столом должна за минуту сообща найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Игра сразу завоевала сердца миллионов ​hibiny.ru. В ней соединились дух соревнования, эрудиция и элементы шоу (знаменитый крутящийся стол–«волчок», черный ящик с загадочным предметом, живая музыка в паузах). За время существования «Что? Где? Когда?» приобрела статус интеллектуального символа страны: клуб знатоков продолжает собираться и в наши дни, спустя полвека. В разные годы игра менялась, но суть осталась – блеснуть умом и интуицией в прямом эфире. Интересно, что из телевизионного формата ЧГК выросло огромное движение любительских команд по всей России и СНГ, играющих в спортивную версию «Что? Где? Когда?» по официальным и любительским лигам. Пожалуй, ни в одной стране интеллектуальная игра не укоренилась так прочно, как ЧГК в русскоязычном мире – это и телевизионное шоу, и массовый спорт одновременно.

В конце 1980-х – начале 1990-х на советском и российском ТВ появились и другие квизы. Владимир Ворошилов запустил более динамичный командный турнир «Брейн-ринг», где знатоки уже не тянули жребий, а нажимали кнопки, спеша первыми ответить на вопрос. В 1990-е на экраны вышла «Своя игра» – лицензированная версия американской Jeopardy! – где игроки индивидуально выбирают вопросы из различных категорий и зарабатывают деньги за правильные ответы. Первый выпуск «Своей игры» состоялся в апреле 1994 года на РТР, и это шоу успешно идет до сих пор. В конце 90-х Россию захлестнула волна международного формата «Who Wants to Be a Millionaire?» – в 1999 году на НТВ стартовало шоу «О, счастливчик!», позже перешедшее на Первый канал под названием «Кто хочет стать миллионером?». Телевикторины этого типа привнесли элемент большой интриги и крупного выигрыша, чем привлекли новую аудиторию.

Таким образом, к началу 2000-х в России сформировалась богатая квиз-традиция: от элитарного клуба знатоков до народных телеигр. В новом веке эта традиция вышла за пределы телевидения – как когда-то на Западе, у нас появились свои квизы в барах и кафе. Примерно с 2010-х годов во многих городах России набрали популярность командные викторины для широкой публики. Теперь вечером после работы молодые люди собираются в пабах не только чтобы выпить, но и чтобы ответить на пару десятков вопросов о науке, кино или музыке. Появилось множество локальных проектов и лиг: от крупных сетей до студенческих кружков. 


Современные форматы квизов

Сегодня квизы приобрели невероятное разнообразие. Организаторы придумывают новые фишки, смешивают жанры, добавляют технологии. Можно выделить несколько популярных форматов современных интеллектуальных игр которые мы используем на Quiz Hunter мы описали их в этой статье Quiz Hunter — агрегатор квизов, рожденный простой идеей

Разумеется, список форматов не исчерпывающий. Появляются и онлайн-квизы, где люди соревнуются через интернет, и интерактивные шоу в реальном времени (вспомним феноменальную викторину HQ Trivia, которая в 2018-м собирала сотни тысяч игроков в смартфонах одновременно). Какие-то игры делают упор на образовательную ценность, другие – на шоу и юмор. Но всех их объединяет одно: любовь к процессу поиска ответа и азарт интеллектуального соперничества.


Квизы сегодня: глобальное сообщество и локальные инициативы

К настоящему времени квизы стали глобальным культурным явлением. Проводятся крупные международные турниры, например World Quizzing Championship – мировое первенство среди индивидуальных игроков, где вопросы переводятся на десятки языков. Существует International Quizzing Association, координирующая движение знатоков по всему миру. В то же время на локальном уровне каждый город или университет может похвастать своими регулярными играми. Интеллектуальные викторины вышли из тени: о них пишут книги и статьи, победители становятся знаменитостями (например, рекордсмены телевизионных игр часто обретают статус народных героев).

В России и соседних странах движение квизов тоже продолжает расти. Традиция, начатая «Что? Где? Когда?», живет во множестве паб-квизов, студенческих лиг и онлайн-игр. Сейчас любой желающий может легко найти квиз по своему вкусу и уровню подготовки – от дружеской встречи в баре до серьезного чемпионата эрудитов. Появились специальные интернет-платформы и агрегаторы (например, сайт quiz-hunter.ru, выступающий в роли навигатора по миру квизов), где собрано расписание игр, рейтинги команд, примеры вопросов. Достаточно зайти на такой ресурс, чтобы подобрать викторину рядом с домом или даже присоединиться к игре онлайн.

Можно с уверенностью сказать, что квизы переживают настоящий ренессанс. Они объединили формат развлечения с элементами образования: играя, люди узнают новое, расширяют кругозор. Для одних это способ блеснуть эрудицией, для других – просто возможность весело провести время. Квизы привлекают школьников и пенсионеров, офисных клерков и профессоров – всех, кто любит хорошую задачу для ума. Недаром интеллектуальные игры нередко называют «спортом разума»en.wikipedia.org: регулярное участие в них тренирует память, логику, умение работать в команде.

Итак, путь квиза от шумных площадей древности до экранов и пабов нашего времени был долгим и увлекательным. Менялись эпохи и технологии, но суть осталась прежней – радость поиска правильного ответа. Будь то афинский мудрец, разгадывающий хитроумную загадку, советский инженер за круглым столом клуба знатоков или современный студент с бланком ответов в баре – всех нас в эти моменты объединяет дух игры и жажда знаний. Как сказал в интервью один давний поклонник викторин: «Это отличный способ хорошо провести время и одновременно чему-то научиться»theguardian.com. Возможно, именно поэтому квизы остаются вечнозеленым жанром досуга, успешно шагая через века и страны – от классических до медиа, от тематических до детективных, всегда находя путь к сердцам новых поколений искателей ответов.